Из пособия «Добровольцы- ценный источник»,
М. Олчман, П. Джордан.
Университет Джона Хопкинса, 1997г.
Собеседование.
Интервьюер должен спросить:
- Знаете ли Вы особенности организации, ее цели и ценности?
- Почему Вы заинтересовались этой работой?
- Каковы Ваши ожидания, связанные с работой в нашей организации?
- Работали ли Вы волонтером раньше?
- Сколько времени Вы можете уделять работе?
- Хотели бы Вы пройти подготовительный тренинг?
- Есть ли у Вас какие- либо ограничения (например, здоровье, географические, транспорт)?
- Есть ли у Вас специальные интересы, хобби?
- Есть ли у Вас какой- либо опыт, полезный для этой работы?
- Вы предпочитаете работать в команде или индивидуально?
Волонтер должен спросить:
- Чем я буду заниматься?
- В какое время Вы хотите, чтобы я работал? Часы работы фиксированные или изменяемые?
- С кем я могу постоянно контактировать?
- Будет ли какой- либо тренинг?
- Есть ли у вас группа поддержки волонтеров?
- Будет ли у меня возможность расширить круг моих обязанностей?
- Что произойдет, если у меня не получится? Могу ли я тогда обратиться к кому- либо за поддержкой?
- Если мне надоест работа, позволите ли мне уйти без проблем?
Другие формы поощрения волонтеров включают:
- Празднование Дня Волонтеров;
- Поздравление с днем рождения;
- Вручение значка с логотипом организации;
- Включение имени в доклад организации;
- Приглашение волонтера на неофициальные встречи команды;
- Рассылка открыток с хорошими пожеланиями;
- Помощь волонтеру в повышении квалификации.
Выражение благодарности принесет желаемые
результаты, если Вы помните, что необходимо:
- Выражать благодарность очень часто;
- Использовать разные формы признательности;
- Быть честным;
- Выражать удовлетворение человеком, не только работой;
- Соизмерять признательность в соответствии с достижениями;
- Использовать одни и те же или похожие награды для одинаковых успехов;
- Обращать особое внимание на те достижения, которые волонтер оценивает
наиболее высоко.
Важно использовать разные формы поощрения волонтеров; например, не каждому человеку нравится, когда его хвалят в присутствии большой аудитории, вручают дипломы или дают интервью для прессы. Поощрение вместе со стимулированием делает свой вклад в создание хорошей рабочей атмосферы и повышение эффективности труда. Организация не должна забывать также обеспечивать волонтеров теми же социальными льготами, которые имеют все работники, такими как: обед на роботе (обычная практика в Центральной и Восточной Европе), защитная одежда, различные скидки.
Выбор цели
С учетом этих оговорок можно воспользоваться советами Алекса Левитаса, в которых четко сформулированы критерии оценки цели.
Во-первых, она должна быть позитивно сформулирована. Т. е., в ней не должно быть частицы "не", отрицания и т. п. "Не быть бедным" - негативная цель, "быть богатым" - позитивная.
...Тема цели в жизни и в бизнесе, затронутая в предыдущем выпуске рассылки, заинтересовала многих читателей. Если и Вам она интересна - Вы можете найти дополнительную информацию в следующих книгах:
С уважением,
*******************************************************
1. Помогите учащимся определить посильные для решения ПРОБЛЕМЫ, (точнее говоря, определить реальные способы содействия решению местных экологических проблем).
2. Определите ЦЕЛЬ проекта как достижение положительных изменений состояния окружающей среды. Примерами цели могут служить: очистка территории от мусора, озеленение класса или пришкольного участка, экономия воды в школе или в квартирах, изменение отношения жителей поселка к охраняемым видам растений.
3. Определите ЗАДАЧИ проекта - они должны содействовать достижению цели и иметь конкретный характер. Например, для того чтобы достичь цели - сделать берега реки более чистыми, необходимо: 4. Помогите учащимся спланировать ожидаемый РЕЗУЛЬТАТ - что именно изменится к лучшему в ходе проекта - а также придумать критерии, по которым вы будете оценивать свою работу. Постарайтесь, чтобы критерии были конкретными и измеримыми, например: собрать мусор с территории 0,1 га; привлечь 10 местных жителей к участию в экологической акции; написать 5 обращений к руководителям местной администрации и добиться получения 3-х ответов.
5. Разработайте ПЛАН ДЕЙСТВИЙ с указанием: 6. Учтите, какие РЕСУРСЫ (деньги, учебные пособия, материалы, инструменты, оборудование) потребуются, с какими трудностями вы можете столкнуться и как их можно преодолеть.
7. Запланируйте этапы анализа, оценки, распространения результатов. 8. Чтобы максимально широко распространить информацию о работе предложите учащимся подготовить фотоотчёт и стенгазету, опубликовать результаты проекта в местных газетах, на радио и телевидении, провести итоговую конференцию с приглашением представителей местной администрации. Не забудьте поделиться результатами работы с коллегами. (По материалам: Аргунова М. В., Ермаков Д. С., Плюснина Т.А. и др.ВЫБОР ЦЕЛИ.
Для того, чтобы достичь успеха, нужно прежде всего суметь поставить цель. Правильную
цель. Заиметь миллион- это неправильная цель. Точнее, может быть и правильная, но
только в качестве промежуточной. Поставивший такую цель себе человек рискует
превратиться в скупого рыцаря. Вспомните подпольного миллионера Корейко: цели- то
он достиг, но только убедился, что не в деньгах счастье. Деньги - не самоцель, а только
одно из средств для достижения цели. Надо признать, достаточно универсальное
средство, хотя и не все цели можно достичь только с помощью денег.
Вот, например, Остап Бендер- жулик и аферист, и то поставил себе в общем- то некоммерческую цель, хотя может, и глупую. Его конечная цель, «голубая мечта» была не заиметь миллион, а гулять по Рио де Жанейро в белых штанах. И миллион он рассматривал только как необходимое и достаточное средство для ее достижения, да и то, если его преподнесут на блюдечке с голубой каемочкой. Но и он ошибся, однако. Потому как цель выбрал сугубо эгоистичную да и неразборчив был в средствах для ее достижения. В наше время он бы мог попытаться получить тревел - грант, не вступая в конфликт с законом и не нарушая пограничный режим. Но, конечно, не ставя целью "прошвырнуться" по Рио, а, например, чтобы обменяться опытом профилактики наркомании среди молодежи (включая детей лейтенанта Шмидта), сочетая приятное с полезным.
Во-вторых, цель должна быть конкретной. "Быть богатым" -
неконкретная цель, поскольку богатство каждый понимает по разному.
Вот "иметь $100,000 на банковском счету" - это конкретно.
Далее, цель должна быть реалистичной - ее достижение должно быть в человеческих силах. В качестве проверки Вы можете спросить себя: "А удавалось ли кому-нибудь до меня добиться того же - пусть даже в меньших масштабах ?" Если да - все в порядке. "А если никому не удавалось ?" - спросите Вы. Возможно, кому-то уже удалось добиться пусть не того же, но чего-то подобного. До братьев Райт никому не удавалось построить самолет, но до них уже строили планеры, т. е. хоть и не самолеты, но уже что- то похожее - так что цель "построить самолет" была реалистичной.
В четвертых, цель должна быть своей собственной - в ней должна идти речь именно о Вас. "Заставить мужа бросить пить" - это не своя цель. "Стать президентом США" - своя.
В пятых, у Вас должны быть какие- то единицы измерения, с помощью которых Вы сможете измерять, приблизились ли Вы к своей цели - и насколько. Эти единицы измерения могут быть любыми (доллары, если Вы собираетесь разбогатеть; сантиметры, если Вы прыгаете в высоту; килограммы, если Вы худеете; количество клиентов, если Вы развиваете бизнес и т. д.) - но они обязательно должны позволять измерить Ваше продвижение в конкретных числах.
Наконец, цель должна быть привязана к ориентиру во времени - Вы должны четко представлять себе, когда (с точностью от лет до дней в зависимости от вида цели) Вы собираетесь ее достигнуть. Если потом в силу каких- то объективных причин Вам не удастся уложиться в эти сроки, это не смертельно - Вы сможете их отодвинуть, - но они должны быть определены. То есть, "иметь $100,000" - это "неправильная" цель, а "правильная" - "к январю 2005 года иметь $100,000".
Когда Вы будете ставить себе очередную цель (будь то в личной жизни, в спорте или в бизнесе) - побеспокойтесь, чтобы она соответствовала этим критериям.
И еще: поставив себе цель, запишите ее. Да, да - запишите на листке бумаги: "Я намерен к январю 2005 года иметь $100,000". Не обязательно показывать эту запись кому бы то ни было - просто сохраните ее для себя. Ну а затем - начните действовать !
* Генрих Альтшуллер и Игорь Верткин, "Как стать гением".
* Генрих Альтшуллер и Игорь Верткин, "Как стать еретиком. Жизненная стратегия творческой личности".
* Игорь Верткин, "Бороться и искать".
* Роберт Дилтс, "Принести свет в темноту: принцип позитивного намерения".
* Вячеслав Рыбаков, "На чужом пиру".
* Виктор Франкл, "Человек в поисках смысла".
* Виктор Франкл, "Доктор и душа".
* А также любые книги серии "ЖЗЛ" ("Жизнь Замечательных
Людей")...
Алекс Левитаc -
Центр Дистанционного Обучения http://KURSY.RU
ВОСЕМЬ ШАГОВ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЕКТА
- провести выставку и конкурс рисунков для ознакомления младших школьников с проблемой;
- пригласить в школу представителя коммунальных служб, чтобы познакомиться с его взглядом на проблему и возможные пути ее решения;
- организовать пресс-конференцию для привлечения внимания местной администрации, средств массовой информации, жителей;
- обеспечить участие местных жителей в очистке берегов реки;
- очистить берега от мусора;
- реализовать меры по предотвращению замусоривания берегов в дальнейшем;
- провести анкетирование местных жителей и участников проекта, чтобы выяснить, как изменилось их отношение к проблеме мусора, что удалось, а что можно улучшить.
содержания работы,
сроков выполнения,
ответственных за выполнение.
Продумайте, кто будет входить в состав команды исполнителей - кто какую функцию будет выполнять, за что отвечать.
Подумайте, насколько достигнута цель в результате выполнения проекта. Решены ли задачи?
Что удалось, что можно улучшить в дальнейшей работе, чтобы избежать промахов и добиться большего успеха.
*********
Междисциплинарный модуль "Экология городских рек":
Методическое пособие для учителей 5-9 (5-10) классов
общеобразовательной школы /
Под ред. Калинина В.Б. - Обнинск: АсЭкО, 2000. - 36 с.)
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ