V

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Из пособия «Добровольцы- ценный источник»,
М. Олчман, П. Джордан.
Университет Джона Хопкинса, 1997г.

Что такое волонтерство?

Волонтерство- это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером.

Кто может стать волонтером?

Чаще всего ответ на этот вопрос таков: им может быть взрослый человек, умелый и ответственный, который может посвятить свое время и умение добровольному труду. Каждый может стать волонтером, в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость.

Что могут волонтеры?

Можно вовлекать волонтеров в те сферы деятельности, которые не оплачиваются, но остаются важными для достижения целей программы. Например, посещение больных в больницах, доставка продуктов старикам, которые уже не могут выходить из дома, работа с детьмя в школе или привлечение внимания к историческому памятнику и т. д.
Любая работа может выполняться волонтерами. Волонтер- это не только помошник или социальный работник, заботящийся об окружающих. Он может быть и учителем, специалистом по компьютерам, политиком, инженером или дизайнером.

Волонтеры могут:

Мотивация волонтеров.

Часто в качестве мотива для волонтерской работы выступает потребность в контактах с другими людьми и преодоление чувства одиночества. Волонтерство отвечает естественной потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтер может полностью соответствовать. Факторы мотивации отражены в результатах опроса :
Часто люди не могут реализовать все свои потребности, работая только по профессии. В этом случае волонтерский труд может внести разнообразие, позволяя отвлечься от каждодневной рутины.Волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение каких- то ценностей.

Нужды организации.

Для организации важно четко решить, зачем ей нужны волонтеры и что каждый из них будет делать. Нужно просто обозначить, какие нужды организации могут быть удовлетворены одним или или несколькими волонтерами.

НАБОР ВОЛОНТЕРОВ

Всегда лучше, если прием на работу будет производитсься тоже волонтером, а не представителем персонала. Для подбора волонтера можно использовать разные методы, включая:
Основным элементом эффективного призыва является ясное определение работы волонтера. Не следует искать волонтеров просто, например, для приготовления еды для бедных и старых, а лучше привлечь людей к решению проблемы недоедающих и одиноких престарелых, для обеспечения нормальных жизненных условий для безнадежно больных. Если же волонтеры нужны, например, для офисной или административной работы, следует подчеркнуть важность этих функций для решения проблемы в целом. Например, не следует подбирать людей для фандрайзинга, но постараться убедить их, что "Достижение нашей главной цели, а именно: помощь бедным и немощным, затруднено недостатком людей, готовых организовать рекламную кампанию или сбор средств".

Собеседование.

Интервьюер должен спросить:

Волонтер должен спросить:

ПООЩРЕНИЕ ВОЛОНТЕРОВ

Организации необходимо продумать методы поощрения волонтеров.
Очень часто люди забывают, насколько важно поощрять тех, кто работает на них. Пощрения демонстрируют, насколько организация умеет ценить людей. Волонтеры тоже должны чувствовать благодарность за свой труд. Самая важная награда - слово спасибо. Создание благоприятной атмосферы для работы, обращение к ним по имени, посвящение им свободного времени- тоже награда.
Хотя бы один раз в год координатор должен организовать общее собрание волонтеров и персонала и выразить благодарность по итогам работы за год. В этот момент очень важно напомнить каждому о миссии, структуре и политике организации. Так волонтеры могут увидеть свое место в целостной структуре. Такое отношение особенно важно в рамках рутинной работы, например, заполнение базы данных. Рассматривая себя в контексте ценностей и успехов организации, волонтер получает эффективную мотивацию.

Другие формы поощрения волонтеров включают:

Выражение благодарности принесет желаемые результаты, если Вы помните, что необходимо:

Важно использовать разные формы поощрения волонтеров; например, не каждому человеку нравится, когда его хвалят в присутствии большой аудитории, вручают дипломы или дают интервью для прессы. Поощрение вместе со стимулированием делает свой вклад в создание хорошей рабочей атмосферы и повышение эффективности труда. Организация не должна забывать также обеспечивать волонтеров теми же социальными льготами, которые имеют все работники, такими как: обед на работе (обычная практика в Центральной и Восточной Европе), защитная одежда, различные скидки.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ВОЛОНТЕРАМИ

Наиболее важные задачи:

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

Выбор цели

Стратегия

ВЫБОР ЦЕЛИ.

Для того, чтобы достичь успеха, нужно прежде всего суметь поставить цель. Правильную цель. Заиметь миллион- это неправильная цель. Точнее, может быть и правильная, но только в качестве промежуточной. Поставивший такую цель себе человек рискует превратиться в скупого рыцаря. Вспомните подпольного миллионера Корейко: цели- то он достиг, но только убедился, что не в деньгах счастье. Деньги - не самоцель, а только одно из средств для достижения цели. Надо признать, достаточно универсальное средство, хотя и не все цели можно достичь только с помощью денег.
Вот, например, Остап Бендер- жулик и аферист, и то поставил себе в общем- то некоммерческую цель, хотя может, и глупую. Его конечная цель, «голубая мечта» была не заиметь миллион, а гулять по Рио де Жанейро в белых штанах. И миллион он рассматривал только как необходимое и достаточное средство для ее достижения, да и то, если его преподнесут на блюдечке с голубой каемочкой. Но и он ошибся, однако. Потому как цель выбрал сугубо эгоистичную да и неразборчив был в средствах для ее достижения. В наше время он бы мог попытаться получить тревел - грант, не вступая в конфликт с законом и не нарушая пограничный режим. Но, конечно, не ставя целью "прошвырнуться" по Рио, а, например, чтобы обменяться опытом профилактики наркомании среди молодежи (включая детей лейтенанта Шмидта), сочетая приятное с полезным.

С учетом этих оговорок можно воспользоваться советами Алекса Левитаса, в которых четко сформулированы критерии оценки цели.

Если у движения нет цели - это рыскание, блуждание, когда все равно, куда идти, как быстро идти, да и идти ли вообще. Если человек идет по лесу или по пустыне, не зная, куда он хочет попасть - скорее всего, он так и сгинет в пути. ... приведу критерии для оценки цели. Звучит немного глупо - "оценка цели", но тем не менее это очень важный процесс. Если Вы поставите перед собой "неправильную" цель, то, скорее всего, Вас ждет, как говорят в народе, крутой облом. Какая же цель может считаться "правильной" ?

Во-первых, она должна быть позитивно сформулирована. Т. е., в ней не должно быть частицы "не", отрицания и т. п. "Не быть бедным" - негативная цель, "быть богатым" - позитивная.
Во-вторых, цель должна быть конкретной. "Быть богатым" - неконкретная цель, поскольку богатство каждый понимает по разному. Вот "иметь $100,000 на банковском счету" - это конкретно.
Далее, цель должна быть реалистичной - ее достижение должно быть в человеческих силах. В качестве проверки Вы можете спросить себя: "А удавалось ли кому-нибудь до меня добиться того же - пусть даже в меньших масштабах ?" Если да - все в порядке. "А если никому не удавалось ?" - спросите Вы. Возможно, кому-то уже удалось добиться пусть не того же, но чего-то подобного. До братьев Райт никому не удавалось построить самолет, но до них уже строили планеры, т. е. хоть и не самолеты, но уже что- то похожее - так что цель "построить самолет" была реалистичной.
В четвертых, цель должна быть своей собственной - в ней должна идти речь именно о Вас. "Заставить мужа бросить пить" - это не своя цель. "Стать президентом США" - своя.
В пятых, у Вас должны быть какие- то единицы измерения, с помощью которых Вы сможете измерять, приблизились ли Вы к своей цели - и насколько. Эти единицы измерения могут быть любыми (доллары, если Вы собираетесь разбогатеть; сантиметры, если Вы прыгаете в высоту; килограммы, если Вы худеете; количество клиентов, если Вы развиваете бизнес и т. д.) - но они обязательно должны позволять измерить Ваше продвижение в конкретных числах.
Наконец, цель должна быть привязана к ориентиру во времени - Вы должны четко представлять себе, когда (с точностью от лет до дней в зависимости от вида цели) Вы собираетесь ее достигнуть. Если потом в силу каких- то объективных причин Вам не удастся уложиться в эти сроки, это не смертельно - Вы сможете их отодвинуть, - но они должны быть определены. То есть, "иметь $100,000" - это "неправильная" цель, а "правильная" - "к январю 2005 года иметь $100,000".
Когда Вы будете ставить себе очередную цель (будь то в личной жизни, в спорте или в бизнесе) - побеспокойтесь, чтобы она соответствовала этим критериям.
И еще: поставив себе цель, запишите ее. Да, да - запишите на листке бумаги: "Я намерен к январю 2005 года иметь $100,000". Не обязательно показывать эту запись кому бы то ни было - просто сохраните ее для себя. Ну а затем - начните действовать !

...Тема цели в жизни и в бизнесе, затронутая в предыдущем выпуске рассылки, заинтересовала многих читателей. Если и Вам она интересна - Вы можете найти дополнительную информацию в следующих книгах:
* Генрих Альтшуллер и Игорь Верткин, "Как стать гением".
* Генрих Альтшуллер и Игорь Верткин, "Как стать еретиком. Жизненная стратегия творческой личности".
* Игорь Верткин, "Бороться и искать".
* Роберт Дилтс, "Принести свет в темноту: принцип позитивного намерения".
* Вячеслав Рыбаков, "На чужом пиру".
* Виктор Франкл, "Человек в поисках смысла".
* Виктор Франкл, "Доктор и душа".
* А также любые книги серии "ЖЗЛ" ("Жизнь Замечательных Людей")...

С уважением,
Алекс Левитаc -
Центр Дистанционного Обучения http://KURSY.RU

*******************************************************

ВОСЕМЬ ШАГОВ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЕКТА

1. Помогите учащимся определить посильные для решения ПРОБЛЕМЫ, (точнее говоря, определить реальные способы содействия решению местных экологических проблем).

2. Определите ЦЕЛЬ проекта как достижение положительных изменений состояния окружающей среды. Примерами цели могут служить: очистка территории от мусора, озеленение класса или пришкольного участка, экономия воды в школе или в квартирах, изменение отношения жителей поселка к охраняемым видам растений.

3. Определите ЗАДАЧИ проекта - они должны содействовать достижению цели и иметь конкретный характер. Например, для того чтобы достичь цели - сделать берега реки более чистыми, необходимо:
- провести выставку и конкурс рисунков для ознакомления младших школьников с проблемой;
- пригласить в школу представителя коммунальных служб, чтобы познакомиться с его взглядом на проблему и возможные пути ее решения;
- организовать пресс-конференцию для привлечения внимания местной администрации, средств массовой информации, жителей;
- обеспечить участие местных жителей в очистке берегов реки;
- очистить берега от мусора;
- реализовать меры по предотвращению замусоривания берегов в дальнейшем;
- провести анкетирование местных жителей и участников проекта, чтобы выяснить, как изменилось их отношение к проблеме мусора, что удалось, а что можно улучшить.

4. Помогите учащимся спланировать ожидаемый РЕЗУЛЬТАТ - что именно изменится к лучшему в ходе проекта - а также придумать критерии, по которым вы будете оценивать свою работу. Постарайтесь, чтобы критерии были конкретными и измеримыми, например: собрать мусор с территории 0,1 га; привлечь 10 местных жителей к участию в экологической акции; написать 5 обращений к руководителям местной администрации и добиться получения 3-х ответов.

5. Разработайте ПЛАН ДЕЙСТВИЙ с указанием:
содержания работы,
сроков выполнения,
ответственных за выполнение.
Продумайте, кто будет входить в состав команды исполнителей - кто какую функцию будет выполнять, за что отвечать.

6. Учтите, какие РЕСУРСЫ (деньги, учебные пособия, материалы, инструменты, оборудование) потребуются, с какими трудностями вы можете столкнуться и как их можно преодолеть.

7. Запланируйте этапы анализа, оценки, распространения результатов.
Подумайте, насколько достигнута цель в результате выполнения проекта. Решены ли задачи?
Что удалось, что можно улучшить в дальнейшей работе, чтобы избежать промахов и добиться большего успеха.

8. Чтобы максимально широко распространить информацию о работе предложите учащимся подготовить фотоотчёт и стенгазету, опубликовать результаты проекта в местных газетах, на радио и телевидении, провести итоговую конференцию с приглашением представителей местной администрации. Не забудьте поделиться результатами работы с коллегами.
*********

(По материалам: Аргунова М. В., Ермаков Д. С., Плюснина Т.А. и др.
Междисциплинарный модуль "Экология городских рек":
Методическое пособие для учителей 5-9 (5-10) классов общеобразовательной школы /
Под ред. Калинина В.Б. - Обнинск: АсЭкО, 2000. - 36 с.)


ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
Сайт создан в системе uCoz